Главная Главная

вальдорфский

 

Детский Сад 

В КАПЕЛЬКАХ

 

Развивающие занятия

Развивающие занятия в эко-пространстве нашего садика.
 
 Основные условия для развития ребенка -  это душевное тепло и комфортная атмосфера. Сама жизнь в группе устроена так, чтобы дать возможность каждому малышу раскрыть себя в полной мере. 

Музыкально-ритмическое воспитание.

Многие музыкальные педагоги с большим опытом утверждают, что человек обладает врожденной способностью музицировать, то есть он от рождения наделен даром петь, сочинять музыку и не может не обладать музыкальным слухом. Главное — эти способности уберечь и развить. Репертуар песен и подборка стихотворений, потешек, пестушек, считалочек  которые мы используем в жизни нашей группы, сосавлен из сочинений вальдорфских музыкальных педагогов, фольклора разных народов, и, конечно,  русской народной традиции.

Вся жизнь в группе протекает с музыкой: каждое событие в течении дня оформляется музыкально и ритмически. Благодаря многократному повторению песен и стихов дети вскоре с уверенностью декламируют и выпевают даже непростые мелодии  полюбившихся песен. 

Так утро мы встречаем песенкой и стихотворением: приветствуем друг-друга и настраиваемся на позитивный лад.

Время перед завтраком мы посвящаем  музыкально-ритмической игре в кругу-хороводе. Звучит песенка, соответствующая времени года или празднику, которые мы проживаем. Воспитатель рассказывает сказку или историю в стихотворной форме, показывает движения героев, а участники игры становятся актерами: дети стараются повторить движения и не сбиться с ритма. 

Перед едой и после еды — поем,
засыпаем под нежную колыбельную,

ручки моем и убираем игрушки с песенками и стихами
выходим гулять и уходим с прогулки с потешками.

Сказки, которые мы показываем детям каждый день, тоже оформлены музыкально: в процессе кукольного спектакля обязательно звучит флейта, лира, металлофон.

Спонтанные музыкальные импровизации — это особо любимое занятие, когда дети выбирают шумовые  инструменты: ложки, барабаны, трещотку, шейкер, колокольчик, кастаньеты, шум дождя и подыгрывают музыкальной теме, предложенной взрослым. Тут никак не обойтись без пляски. Значит танцуем все вместе!

Слушание тишины. Это особое занятие, которое помогает развить тонкий музыкальный слух. Мы садимся в кружок и слушаем тишину, сколько сможем... А потом делимся тем, что услышали.

Художественно-эстетическое воспитание.
 
Этому аспекту воспитания посвящены специальные занятия в ритмах недели нашей группы.
Так же материалы для художественного творчества: мелки, краски, бумага и кисти, материалы для лепки, всегда находятся в группе в доступе детей.
 
Рисование красками на водной основе.
Рисование по мокрой бумаге красками на водной основе способствует развитию фантазии и образного мышления. Для этого вида творчества подбираются краски особого качества только на натуральной основе. Одно прикосновение кисти к влажной бумаге рождает на листе целый образ для малыша. Это пятнышко может стать цветком, принцессой, слоником... Здесь возможности безграничны. А кому-то захочется заполнить весь лист и не оставить ни единого белого пятнышка. Кто-то поэкспериментирует с цветом: синий и красный получается фиолетовый...Дети учатся владеть инструментом и рукой.  Занятия развивают моторные навыки ребенка, чувство вкуса и дают возможность увлечься, погрузиться в мир творчества.
 
Рисование восковыми мелками.
Рисование блочными мелками сделанными из цветного воска — это целый процесс, наполненный своими традициями: необходимо подложить мягкую фланелевую ткань под лист бумаги, на которой собираются рисовать, чтобы фактуру рисунка не нарушили отпечатки от неровностей стола. Мелки раскладывают по цветам и чистят их от вкраплений других оттенков, чтобы сохранить чистоту цвета. Дети прикладывают немало труда, чтобы «приручить» этот вид художественного материала. Однако, эти усилия играют огромную роль для развития мышц кисти руки. Впоследствии ребятам, которые освоили рисование  с помощью блочных мелков, будет просто и интересно учиться писать.

Лепка из воска и глины
Лепка из воска завораживает. Стоит только взять воск, как руки сами начинают его разминать, лепить, скручивать. Можно вспомнить, что мы чувствуем, когда совершенно автоматически, берем капли воска из свечки, и начинаем его мять, скатывать колбаски, шарики. Запах, тепло воска близки детям. И, несмотря на совершенно неброский цвет, они лепят из него с огромным удовольствием. Мы лепим сказки и разыгрываем их. Снова работаем с рукой — это совсем не просто — сделать воск послушным, создать что-то похожее на настоящую лошадку или ежика... Здесь требуется терпение.
Лепка из глины — это очень интересно детям, потому что можно сделать что-то настоящее: куклу, бусы, тарелочку, украшение. Потом раскрасить и использовать в жизни. Процесс состоит из нескольких этапов: сначала создаем форму, потом ждем, чтобы изделие высохло — это отдельный этап, он требует особого навыка —  терпеливо ждать, потом раскрашиваем и снова ждем. 


Формирование памяти, мышления и речи.
 
Процесс формирования памяти, мышления и речи, как и многие другие проходят в ребенке постоянно. Здоровый полноценный ребенок запоминает и осмысливает все, что видят, слышит, ощущает. Из этого багажа складываются образы о мире, в который он пришел. И это огромная ответственность взрослого, который находится с ребенком, создать ту среду и те условия, в которых эти процессы формируются и развиваются здоровым образом.

Ритмы
Формирование, обучение и развитие малыша возможно только в комфортной среде. Жизнь ребенка должна быть предсказуемой, поэтому наш день, неделя, год построены ритмически. В зависимости от времени года, времени суток, дня недели, мы всегда делаем то, что соответствует весне, понедельнику, утру и т. д. Изменить порядок может только волшебство, чудо — нечто позитивное. Мышления в таких обстоятельствах настроено на позитивный открытый лад, и только так можно расти и развиваться.

Многократное повторение
Формирование памяти у детей в открытом комфортном пространстве происходит благодаря многократному повторению: каждое дело, процесс, игра, практически вся жизнь в саду сопровождается стихами, песнями. От недели до месяца мы можем играть хоровод под те же песни и стихи. Вскоре ребята уже не глядя на взрослого знают, что говорить, как двигаться и полностью погружены в мир этого действа. Смущение, неуверенность, от того, что они не знают текст пока, не трогает их. Вырабатывается устойчивая привычка декламировать стихи.

Возможность рассказать самому
В течение дня обязательно дается возможность рассказать стихотворение, историю, сказку все, что душе угодно тому, кто желает выступить. Часто это бывает за общим столом во время еды: воспитатель дает очень мягкий импульс: «А вот однажды...». И тут уже нет отбоя от желающих высказаться. Здесь мы учимся не перебивать, слушать других. Ребята постарше часто желают показать кукольную сказку, тогда все собираются и смотрят, слушают. Воспитатель поддерживает каждую инициативу в проявлении речи.
Если малыш совсем еще крошка и пока только начинает говорить — на помощь приходят пальчиковые игры — сказки. Им обязательно выделяется время каждый день. Речь и рука очень связаны. Движения пальчиками в ритме стишка, ежедневные упражнения способствуют развитию речи. Также как и окружение: старшие болтуны зачастую самые лучшие логопеды для малышей.

Умение общаться со сверстниками и взрослыми
Ребенку необходимо общаться умело. Если что-то не в порядке — значит спокойно обратиться за помощью к взрослому. Не впадать в эмоциональный коллапс, даже если что-то совсем не ладится. Этому навыку научиться очень не просто и ему нужно уделять особое внимание. Но учить этому необходимо сверх тактично. Такт,  сопереживание того, что ощущает малыш и уважение к этим переживаниям, к его личности и мудрая поддержка взрослого  — это основа в работе над этим умением. В результате формируется доверие. Важно помнить, что ребенок обучается посредством подражания и в случае формирования навыка общения — это главный ключ. Можно подсказать: «Скажи волшебное слово», «Играйте дружно» и т. д. Но взрослому важно самому говорить волшебное слово, быть доброжелательным и искренним в общении с детьми, и тогда это умение сформируется правильно. 
 
Сенсомоторное развитие.

Дети посвящаются исследованию мира целиком, в этом процессе участвуют все чувства и тело. Ребенок особенно в возрасте до 3-х лет нуждается в богатых тактильных ощущения, чего в нашем современном мире обеспечить, порой, трудно. Это богатство ощущений, которые приходят через телесные прикосновения дают возможность полноценно развиваться.   

Рукоделие.
Здесь приходят на помощь различные виды рукоделия. Так взрослый уютно устраивается и выкладывает на столе не пряденную шерсть нежных оттенков и начинает мастерить мячик, птичку или бабочку. Что-то, что по силам даже самым маленьким.  Теплые цвета и ощущение от мягкой шерсти оказывают целительное воздействие. Даже если малыш просто подержал или скомкал в кулачках кусочек этого материала, он смог почувствовать тепло. Игрушки сделанные из натуральной шерсти настоящие, живые. А если их сделал сам! Или видел, как игрушку создавали!  Какие сценарии потом рождаются с такими игрушками!
Также дети любят работать с ярким разноцветным фетром. Можно нарезать его неровными мозаичными кусочками и наклеивать их на картонную коробку — вот тебе и домик. А мелкие обрезки нанизывать на ниточку поплотнее — выходят очень красивые бусы.
Любимое и очень нужное дело — перебирать крупу. А на обед сварить из нее очень вкусную кашу.
 
Настоящие полезные дела
Самое обожаемое дело детей — возиться с водой. Тут мы предлагаем тазики с теплой водой — заодно можно помыть посуду.
В группе есть «песочница» - это деревянный короб, который можно наполнять различными сыпучими материалами: цветным песком, крупами, ракушками. Можно создавать песочные картины или просто «возиться» в приятной сыпучей массе.

Работа с тестом
Работе с тестом посвящено отдельное занятие в ритмах недели. Мы вместе замешивает теплое тесто из цельнозерновой муки, как следует вымешиваем его и лепим печенья, кто во что горазд: кто-то катает  колобка, кто-то улитку, кто-то пирожок с начинкой.  На полдник кушаем то, над чем славно потрудились. Очень важно — чтобы малыш мог видеть плоды собственного творчества нужными и даже необходимыми. Работа с тестом: вымешивание и лепка способствуют развитию мелкой моторики, вынуждает ребенка делать усилие руками. Как известно способность владеть собственной кистью: регулировать усилие, возможность делать точные, мелкие движения пальцами— напрямую связана с работой мышления и воли. Поэтому так важно создавать условия, в которых ребенок может развиваться и с этих точек зрения.

Мягкая школа
В течение дня один-два раза в неделю, обычно вечером, когда все дела сделаны и все занятия проведены, появляется возможность побаловаться. Воспитатель предлагает веселую игру-возню, от которой невозможно отказаться, даже самому застенчивому малышу. Под веселые ритмичные потешки, фольклорные песенки, прибаутки мы выполняем, на самом деле сложные физические комбинации с телом: кувырки, пытаемся оседлать строптивого коня (воспитателя), залезть на  дерево (снова воспитателя), покататься на лошадке как кавалеры, офицеры, старые бабки и не упасть. Эти упражнения взяты из методики «Мягкой школы». Это потрясающая возможность развить так называемую крупную моторику — то есть координацию и ловкость, все тело в целом.
социализация.

Развитие навыков самообслуживания

Если малыш пока не привык ходить на горшок, не кушает ложкой сам, не одевается самостоятельно. Это вовсе не повод отказываться от посещения садика. Возможно, здесь он научится этим навыкам быстрее. Этому поспособствует пример старших детей и работа педагогического коллектива, сам образ жизни в садике,.и радостная позитивная атмосфера.

Ясли

В КАПЕЛЬКАХ